Опереточная «приманонна»  

Нонна (итал.) - бабушка

О певице Светлане Варгузовой и ее внучке Ксюше

- Светлана Павловна, как вам удается сохранять и прекрасную вокальную форму, и такую стройную фигуру? Многие зрители уверены, что академические певцы бывают только толстые и неповоротливые...

- У меня нет каких-то особых секретов. Когда спектаклей много, настроение приподнятое, как-то естественно и незаметно входишь в форму. Даже и не думаешь о том, чтобы ее поддерживать. Я в работе такая «жадная», мне все кажется мало. Если я участвую в одной премьере и знаю, что впереди предстоит еще несколько, - вот тогда я прекрасно себя чувствую. В оперетте иначе нельзя, сам жанр требует особой легкости, подвижности. С этим нужно родиться. Сколько я себя помню, я все время пела, танцевала, была очень активная, непоседливая... Оперетту всегда очень любила, у меня не было никаких сомнений, что я должна петь в оперетте.
Разумеется, очень важно иметь хорошую школу, многое приходит с опытом. Но прежде всего нужна природная предрасположенность к тому или иному жанру.

- Ваши дети тоже занимаются музыкой?

- Дочка окончила музыкальную школу, но в артистки не пошла, это было ее собственное решение. Хотя она выросла в театре. Я ведь мамой стала в девятнадцать лет. Долго скрывала, что беременна, знала, начнут отговаривать: «Зачем так рано, самое начало карьеры, столько премьер в театре, испортишь фигуру...». Но я решила: все равно потом легче не будет, если не сейчас, то никогда. Приходилось дочку буквально всюду за собой таскать. В детский сад устроить не удалось, так что до школы она просто жила за кулисами, спала, ела, играла. Тогда у нас было много поездок с концертами по стране, приходилось брать ее с собой.
А внучка у меня очень артистичная. Может бесконечно танцевать, позировать, фотографироваться, примерять разные костюмы, украшения. Рожи иногда строит - ужас! Или меня передразнивает, или что-то изображает. Такая эмоциональная!

- Сколько ей лет?

- Четыре года. Маленькие дети всегда артистичны. А эта - такая непоседа! Обожаю ее. У себя дома она смотрит всякие мультфильмы на видеокассетах: «Том и Джерри», про черепашек ниндзя, сказки. А когда приходит ко мне в гости, просит: «Пожалуйста, поставь мне Светлану Павловну». Это значит - видеозаписи моих спектаклей. Я ей включаю, она перебирает весь мой гардероб, надевает какие-нибудь концертные платья, шляпы - и изображает «Светлану Павловну». Я сама ей при этом уже не нужна, она говорит: «Бабушка, ты иди, не мешай мне, я тут выступаю». И танцует, поет, декламирует до изнеможения. Особенно любит «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса. Поет, подражая высоким колоратурным сопрано, и юбкой пытается играть - знаете, как танцовщицы. Забавная, просто слов нет.
Общаться мы с ней условились так: «Когда мы с тобой вдвоем, - говорит она, - можно я тебя буду называть бабушкой?» Я: «Ну конечно, как-же еще?» Она: «А в театре я тебя буду звать Света или по имени-отчеству - Светлана Павловна». И вот, когда я привожу ее в театр, она ко мне обращается, как к коллеге, таким «поставленным» голосом: «Светочка, что вы сегодня делаете, как у вас дела? Пойдемте на сцену». Ее ни буфет не интересует, ни зал, ни даже костюмерные, только сцена. Чуть зазеваешься - она уже там. Конечно, в театре ее знают, спрашивают: «Ксюша, ты куда пошла?» А она в ответ величественно так: «Я — на сцену». И поет там: «Мы милашки, куклы-неваляшки».

- Она еще не выступала на сцене «по-настоящему»? Например, в детских ролях Театра оперетты или в каком-нибудь кружке?

- Выступала в очень ответственной роли - выносила мне на сцену цветы после премьеры спектакля «Примадонна». Такая сосредоточенная вышла, такая внимательная! А теперь все время спрашивает: «Когда я тебе опять цветы понесу? Не хочу, чтобы кто-то другой это делал, пусть только я буду тебе цветы на сцену выносить. Ты меня предупреди, чтобы я приготовилась. Мне же надо сделать красивую прическу, выбрать вечернее платье...» К платьям и прическам она очень серьезно относится. Я бы даже сказала, по-деловому. Изучает разные фасоны, расспрашивает о косметике. Очень любит смотреть, как я гримируюсь. «Бабушка, ты будешь красить глазки? Ой, покажи. А мне можно попробовать?» Я, конечно, говорю, что ей пока рано.

- Вы ее и на вечерние спектакли водите?

- Пока нет. Пару раз она ходила и к концу уставала. Все-таки маленькая еще. Но она все время спрашивает: «А когда следующий спектакль, а еще что будет?» Ей хочется поскорее что-нибудь новое увидеть. Она даже схитрить пытается, когда уж очень хочет в театр. Просит: «Бабушка... ой, нет, Светочка! Возьми меня в театр». Вообще, когда ей надо что-нибудь у меня выпросить или что-то особенно приятное сказать, она меня не бабушкой называет, а по имени. Иногда предлагает: «Ты не говори, что ты мне бабушка, пусть думают, что я - твоя дочка». Но мне, наоборот, нравится, я ей объясняю, что горжусь, когда обо мне говорят: «Какая молодая бабушка!»

- Вы уже пытаетесь учить внучку музыкальной грамоте?

- Ой, что вы! Годика в два она еще меня слушала. А сейчас только сама рассказывает сказки и поет. Сочиняет и мелодии, и стихи, иногда что-то внятное, иногда - абракадабру, мешает русские слова с иностранными. Учить и повторять чьи-то песни не любит, ей больше нравится «самовыражаться». Я иногда предлагаю: «Попробуй сыграть на рояле: до-ре-ми...» Какое там! Только отмахивается: я все знаю. И поет свои любимые арии, песни из мультфильмов, я многих и не знаю. Сейчас ведь у детей столько всяких игр, записей на кассетах. Я-то росла, когда ничего этого не было.

- Многие боятся, что дети растут избалованными и менее изобретательными - не нужно придумывать игры. Знай выбирай из того, что напридумывали взрослые...

- Мне кажется, не нужно искусственно ограничивать детей, пусть у них будут все возможности для развития, какие только вы способны предоставить. У взрослых от обилия впечатлений иногда притупляется острота ощущений. А дети как-то иначе все воспринимают. Я заметила: иногда говоришь что-то ребенку, он вроде бы мимо ушей пропускает, а дня через два вдруг неожиданно что-то на это отвечает. Я думаю, чем шире у детей кругозор, чем больше информации, тем лучше. Главное, чтобы у них была умственная нагрузка, чтобы время не проходило впустую. Тогда они сами сориентируются, что им по силам.

- То есть «к порядку приучать» не надо?

- Конечно, какая-то строгость нужна. Я была нестрогой мамой, может быть, это и нехорошо. Но тут многое зависит от занятости родителей. Ведь самое главное - не просто приказать ребенку что-то сделать, а проследить, чтобы он сделал. А если тебе некогда проследить, так зачем же зря приказывать? Пять минут ты его «повоспитываешь», а после этого он все равно будет делать что хочет. Ничего нет хуже: родительское слово обесценивается, и потом уже говори не говори, все будет без толку. Поэтому я всегда детям предлагала: «Знаешь, мне некогда, давай уж мы с тобой лучше договоримся». Ребенок сразу взрослее себя чувствует, и все как-то налаживается.
Когда дочка пошла в школу, я пыталась вставать в семь часов, чтобы помочь ей собраться. Но поняла, что просто не смогу работать: днем репетиции, вечером спектакли. Ну, никак мне не обойтись без утреннего сна. Муж сказал: «Ничего, пусть справляется сама». И действительно, за неделю она привыкла, и, когда я наконец-то выбрала время ей помочь утром, она меня «отставила» без всяких церемоний: «Мам, я же сама все знаю, ты мне мешаешь!»

- Бывало ли так, что у вас дома с детьми проблемы, а вы должны выступать на сцене в радостном настроении?

- Слава Богу, дети мне таких проблем не доставляли. Вот собака однажды сильно заболела, врача вызвали, мне ее так жалко было... А в театре в этот вечер шла «Летучая мышь», где как раз есть текст о собаке Эмме, которая якобы сдохла. Дошли мы до этого места - так мне чуть плохо не сделалось. Уж и не помню, как провела сцену.

- А внучка понимает, что у вас в театре большая нагрузка, что вы устаете, что вам надо отдыхать?

- Нет, конечно. Она готова проводить со мной все время. Но от нее я совсем не устаю, наоборот. Лето мы обычно все вместе проводим на даче, тут уж все мое время в Ксюшином распоряжении. А сейчас я - в театре, она — в детском саду. По утрам она мне звонит: «Бабушка, можно я сегодня к тебе приду?» Отвечаю: «Наверное, не получится, я на работе». Она понимающе вздыхает: «Да, и я на работе».

(Журнал "Итоги" 24 сентября 1996 года)


На главную страницу
Выбрать другую статью



Hosted by uCoz